Обзор деятельности НОЦ АКТ

Научно-образовательный центр авиационных композитных технологий ПНИПУ

Научно-образовательный центр занимается исследованием и созданием новых технологий композиционных материалов и выполнением ОКР по изготовлению опытных образцов деталей из композиционных материалов для перспективных изделий новой техники. Опытные детали создаются в натурных размерах и могут испытываться и отрабатываться в составе натурного изделия — двигательной установки, планера или другого объекта. Преимущество композита – легкость и прочность конструкций, позволяющая значительно, иногда более чем в три раза, снизить вес деталей, что имеет решающее значение для авиационной и космической техники.

В состав Центра входит конструкторско-технологическое бюро, в котором первоначально проектируются детали, строятся математические модели, проводятся расчеты, разрабатывается технология, проектируется оснастка. Все это выполняется на компьютерах и математических моделях. Для изготовления деталей имеется несколько технологических участков, оснащенных самым современным оборудованием мирового уровня, оборудованных с учетом специальных климатических требований.

На участке механизированной и ручной выкладки отрабатываются технологии изготовления деталей сложной геометрии и большой толщины с использованием автоматизированного раскроя , лазерного позиционирования слоев, пропитки под давлением в жесткую и полужесткую форму (RTM-технологии), инфузии. Большинство таких деталей имеют многослойную сотовую структуру с перфорацией слоев для обеспечения эффективных акустических характеристик двигателя. Эффективность шумопоглощения разрабатываемых композитных сотовых конструкций исследуется в акустической лаборатории Центра.

На участке автоматизированной выкладки отрабатываются технологии изготовления крупногабаритных деталей двойной кривизны методом роботизированной выкладки. Участок оснащен уникальным комплексом французской компании «Coriolis Composites». В данном комплексе выкладка изделия осуществляется однонаправленной лентой предварительно пропитанного углеволокна – препрега. В центре осуществляется проектирование и изготовление оправки, повторяющей контур требуемой детали, расчет схемы армирования и программирование траектории выкладки этой детали в соответствии со схемой армирования. В 2013 году в Центре с использованием этого комплекса была разработана и изготовлена первая натурная деталь — обтекатель реверсивного устройства мотогондолы авиационного двигателя ПД-14.

Отверждение деталей происходит в автоклавном комплексе Центра, состоящем из двух автоклавов компании «Scholtz»: опытно промышленного — размером 3 на 4 метра для создания натурных изделий и лабораторного — 1 на 2 метра используемого, в основном, для изготовления образцов. Автоклавы позволяют проводить отверждение и уплотнение материала по различным режимам отверждения при давлении до 12 атм., температуре до 280 С.

Лаборатория неразрушающего контроля Центра оснащена полной линейкой приборов для выбора оптимальной методики диагностики композиционных конструкций: ультразвуковое сканирование, виброакустической контроль, шеарография, рентгенография с помощью портативных рентгеновских комплексов.

Центр активно участвует в программе ОКР по разработке технологии и созданию опытных образцов композитных деталей для нового российского двигателя семейства ПД-14, в первую очередь, предназначенного для российского самолета МС-21. В рамках данной программы Центром разработаны и переданы для внедрения в серийное производство технологии изготовления обтекателя реверсивного устройства, корпуса переднего, створки капота, дефлектора и ряда других деталей.

Центр тесно сотрудничает ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦАГИ», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский завод «Машиносроитель», ОАО «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов», Институт механики сплошных сред УрО РАН, Институт технической химии УрО РАН и другими ведущими российскими и зарубежными организациями в области композиционных материалов.

Лицензия на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиатехники